НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНТАКТНАЯ ТОЧКА АЭРОНАВТИКА Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского

Технологические инновации для ультранизких выбросов для ГТД самолетов середины века

Ultra Low emission Technology Innovations for Mid-century Aircraft Turbine Engines

Детали проекта

Акроним:

ULTIMATE

Номер контракта:

633436

Программа:

Н2020

Направление:

Transport — «Умный», экологичный и интегрированный транспорт

Тематика:

MG-1.5-2014 — Прорывные инновации для европейской авиации

Схема финансирования:

RIA — Научно-исследовательский и инновационный проект

Общая стоимость:

3 138 121,88 €

Взнос Евросоюза:

3 138 121,88 €

Дата начала:

01.09.2015

Дата окончания:

01.09.2018

Длительность:

36 месяцев

Координатор:

CHALMERS TEKNISKA HOEGSKOLA AB

Sweden

Партнеры:

ARISTOTELIO PANEPISTIMIO THESSALONIKIS

Greece

BAUHAUS LUFTFAHRT E.V.

Germany

CRANFIELD UNIVERSITY

United Kingdom

INSTITUT SUPERIEUR DE L’AERONAUTIQUE ET DE L’ESPACE

France

GKN AEROSPACE SWEDEN AB

Sweden

MTU AERO ENGINES AG

Germany

ROLLS-ROYCE PLC

United Kingdom

ARTTIC

France

SNECMA SA

France

Цель

В проекте ULTIMATE пять квалифицированных исследовательских групп и четыре основных европейских производителя двигателей будут разрабатывать инновационные силовые установки для того, чтобы ответить на ключевые «вызовы» Стратегической программы исследований и инноваций ЕС SRIA 2050. Одна из наиболее сложных целей — это 75% сокращение потребления энергии и выбросов CO2. Технологии, находящиеся сейчас на уровне готовности TRL 3-5, не могут обеспечить решение этой задачи. По оценкам, примерно 30% сокращение должно явиться результатом радикальных инноваций, в настоящее время находящихся на низких уровнях технологической готовности. Так, промышленность Европы нуждается в синергетических прорывных технологиях для каждой из частей системы воздушного транспорта, включая планер, силовую установку и энергообеспечение.

В рамках проекта ULTIMATE будут выделены основные источники потерь в современном турбовентиляторном двигателе (нереверсивность камеры сгорания, тепло выхлопа внутреннего контура двигателя, кинетическая энергия выхлопа внешнего контура двигателя). Затем они будут использованы для категоризации прорывных технологий (например, днище поршня, теплообменники промежуточного охлаждения и выхлопа, усовершенствованные концепции силовой установки и интеграции). Данный подход к классификации дает структурированный путь к сочетанию и исследованию синергизмов между технологиями «в поисках» ультранизких выбросов CO2, NOx и уровней шума. Затем будут разрабатываться наиболее многообещающие сочетания радикальных технологий для ближнемагистральных европейских и дальнемагистральных межконтинентальных перспективных самолетов традиционной компоновки.

В ходе осуществления проектов ЕС VITAL, NEWAC, DREAM, LEMCOTEC, E-BREAK и ENOVAL партнеры проекта ULTIMATE получили самый всеобъемлющий опыт в Европе в концептуализации и оценке архитектур перспективных авиационных двигателей. Существующие инструменты, знания и модели будут использованы для осуществления оптимизации и оценки для достижения целей SRIA по доведению технологий до уровня TRL 2. Будут разработаны «дорожные карты», которые обозначат шаги развития технологий до готовых продуктов и выведения их на рынок. Также, данные «дорожные карты» откроют путь для будущих исследований авиационных силовых установок в Европе.